"Шел снег. Густо мельтеша в воздухе, снежные крупинки косо неслись по ветру, с тихим невнятным шорохом быстро засыпая иссушенную морозом траву, жухлые заросли осоки на болоте, белыми пятнами ровно устилая замерзшие водяные прогалы, которые, чтобы не оставлять следов, тщательно обходила Зоська. Но этих прогалов в траве было много, и она поняла, что никуда от них не деться на этом мшистом болоте, и пошла напрямик, не разбирая дороги.
" Вот так неопытная девушка Зося, героиня повести Василя Быкова шла на разведку, по земле Белоруссии захваченной фашистами.
А в городе Волжский, Волгоградской области в преддверии праздника 9 мая, прошел премьерный показ художественного фильма "Обреченные на войну", по мотивам военной повести Василя Быкова "Пойти и не вернуться "
Это уже третья режиссерская работа Ольги Жулиной, которая больше известна нам как актриса роли которой связаны с такой классикой отечественного кино как фильмы "Цыган" или "Возвращение Будулая". А в фильме «Обреченные на войну» Ольга, кроме режиссерской работы, выступила еще и соавтором сценария.
В роли главной героини фильма - девушки Зоси отправленной из партизанского отряда на разведку, вполне успешно играла молодая актриса Нина Лощинина, до этого замеченная только в в ничем более непримечательных сериалах "Возьми меня с собой" и десятилетней давности "Простые истины". По ее словам съемки в фильме «Обреченные на войну» ее дебют в "полном метре" и этот дебют ей понравился. Нине и дальше хотелось бы сниматься именно в полнометражных картинах. А нам наверное и дальше хотелось бы таращиться на ее симпатичные ноги продемонстрированные актрисой после показа фильма... Остальное впрочем тоже было на хорошем уровне о чем с полной уверенностью позволяет судить коротенькая любовная сцена имеющаяся в фильме :)
Фильм прошел при практически полном зале кинотеатра - довольно объемном, в отличии от маломерков всех современных "супер-дупер плексов". Среди зрителей были люди не только пенсионного возраста или фронтовики, много было и молодежи - что стало причиной - время показа позволившее "свалить" с уроков или бесплатный вход сказать трудно, но тем не менее этот факт радующий глаз - в наше время когда проще любой фильм, даже еще до его выхода на киноэкран, поглядеть дома на компьютере или домашнем проигрывателе.
Мне сложно судить о тонкостях режиссерской работы Ольги Жулиной - это имя мне было абсолютно неизвестно, как думаю и многим другим зрителям.
Сейчас на слуху больше пропиаренные имена разного рода лысых мудил уверяющих нас, и самое опасное самих в это уверовавших, что это именно они снимают кино - настоящее, правдивое, качественное... И среди подобного рекламного пустого звона имя Ольги Жулиной стало для меня приятным открытием. Фильм её, положа руку на сердце при всей его незатейливости и простоте, действительно получился неплохим. Потому что фильм этот без излишнего пафоса и явных огрехов очень доступно и человечно рассказывает о таких простых вещах как чувства двух обычных людей оказавшихся посреди войны. О маленьком эпизоде большой трагедии... О чести, совести и силе духа. Фильм рассказывает нам о людях. Просто рассказывает нам о людях, таких как мы с вами, а не о странного вида существах родившихся в воспаленном сознании гламурных обитателей ночных клубов для мажоров.
Как призналась Ольга Жулина – фильм, снятый при поддержке Министерства Культуры России, имел очень ограниченный бюджет: "Обычному человеку наверное суммы затраченные на него покажутся фантастическими, но поверьте это очень мало для фильма..." Эта бюджетность ощущается прежде всего в неровности визуального ряда когда густой, по зимнему белый снег, вдруг сменяется пожухлой травой и легкой изморосью середины осени. Ограниченный бюджет выпирает в скомканном сценарном ряду - когда события бегут слишком поспешно оставляя за кадром логические связки между сценами и преображениями героев обозначенными очень схематично. Ограниченный бюджет проглядывает в массовке - обошедшейся всего наверное дюжиной-другой человек в паре сцен и героями второго плана - которых пересчитать хватит пальцев на одной руке...
Зато каких героев. Актерский состав, кроме очень милой главной героини, действительно оказался неплох в игре – когда проходной партизан появившийся на экране всего минут на десять достает нож собираясь «по тихому» прикончить показавшегося ему сомнительным спутника героини фильма, ему как-то сразу веришь. Вот сейчас возьмет и прикончит! Таким же реальным вышел и поляк, владелец хутора на который забрели главные герои, как сказал кто то из зрителей, выходя из зала, «Вот что значит талант». А образ самой героини оказался настолько живым и объемным, что когда актриса Нина Лощинина поднялась на сцену, многие зрители в глубине души ожидали что вот-вот она заговорит с явным белорусским акцентом... Это ли не показатель добротной работы?
И хотя сюжет расходится местами с повестью Быкова, думаю автор бы не очень протестовал против слегка вольной, «режиссерской» трактовки сюжета – ведь режиссер имеет некоторое право на свое видение фильма? Думаю имеет. Потому что фильм в итоге «получился». Поэтому этот фильм досмотрели до конца зрители, хотя могли уйти с бесплатного сеанса не потеряв ни копейки денег.
После просмотра состоялась короткая встреча зрителей и режиссера фильма Ольги Жулиной, присутствовала также и главная героиня фильма – девушка Зося в своем жизненном воплощении актрисы Нины Лощининой.
-Здравствуйте, мы очень рады побывать в вашем городе, в этой поездке мы впервые в живую, увидели монумент Родина –Мать, и честно говоря сердце екнуло – никакие фотографии не могут передать того ощущения когда смотришь на этот монумент по настоящему... Это такие непередаваемы минуты которые наверное бывают иногда у каждого, когда ком встает в горле...
и я очень рада видеть, что на просмотр пришли не только ветераны, но и молодое люди, потому что фильм мы создавали в расчете и на молодежь, и видеть именно молодежь нашими первыми зрителями особенно приятно. И для нас особенным моментом стало то, что именно на Сталинградской земле проходит премьерный показ нашего фильма. Ведь именно с событиями вокруг Сталинграда связаны все переломные моменты и изменения проходящие в душах героев книги и фильма.
-Окончание фильма отличается от повести, там героиня выживает, а здесь все заканчивается ее смертью? И случайно ли, то что она лежит так символично, раскинув руки крестом?
-Да, в книге все было немного не так, и заключительная сцена не случайна. Мне показалось уместным отойти от текста книги и завершить фильм именно такой сценой. Она очень символична по своей сути. Не выдержав напряжения, герой фильма Антон убил ту которую он любил, ту ради которой он сбежал из партизанского отряда чтобы оберегать ее на опасном задании. Он любил ее и убил, не выдержав того презрения родившегося в ней, презрения не просто к его слабости, а проявившейся внутренней гнили. Он не выдержал того, к чему привела его собственная любовь. И не выдержав этого, катаясь по наклонной все глубже он понимая что не может захватить ее с собой, сломав ее внутреннюю целостность склонить ее спуститься на один уровень с собой, он убил её... Мне его даже немного жаль. И поза героини не случайна, она символизирует собой тот крест который теперь ему предстоит нести в своей душе. До конца своей жизни.
-Очень красивые зарисовки природы у вас получились...
-Да. Мы хотели показать окружающую героев природу, как третьего участника разворачивающейся драмы, подчеркнуть такими мирными пейзажами трагедию происходящую в душах наших героев.
-Где проходили съемки фильма?
-Это Белоруссия, окрестности города Минск, практически в тех местах где и происходят действия книги Василя Быкова... Именно там где могли действовать партизанские отряды...
Не обошлось и без вопросов «про это» когда девчачий голос откуда то с задних рядов решительно потребовал у Нины Лощининой ответа: каково было ей сниматься обнаженной в любовной сцене? На что актриса слегка смущаясь, что ей очень шло, улыбнувшись ответила:
-Ну а вы сами то как думаете?
-Нууу... Люди разные бывают! – не унимался Глас из темноты не оставляя сомнений, что обладательница его никаких сомнений в такой сцене не почувствовала бы.
-Да, мне было не очень легко сниматься в этой сцене, ответила Нина, - тем более что у меня есть молодой человек...
-А как он отнесся к тому, что вы снимались в такой любовной сцене? – все не унималась обладательница решительного голоса...
«У кого что болит...» рассмеялся кто то из молодых зрителей сидевших неподалеку от меня, после чего окончательно стало ясно что симпатии зала, после просмотра фильма, остались на стороне создателей фильма и его участников. Что и подтвердили ручейки неорганизованных, но решительных любителей автографов потянувшиеся на сцену сразу после того как «официально» организованные вопросы иссякли и начали повторяться по второму кругу. Получил автограф и я, «На память Н. Лощинина», я не особый коллекционер, и отдельной тетрадочки для таких вещей, как у окруживших актрису школьниц, у меня не было, и молодая актриса оставила подпись на приглашении в кинотеатр. Я думаю я сохраню этот автограф, ведь возможно это станет лучшим, и самым дорогим, вложением в мои пенсионные фонды...
Потому что пока еще неуклюже, не совсем реалистично и местами излишен пафосно, но кино для людей, в нашей стране начинает теснить кино для продюсера. И фильмы становящиеся пищей для души, еще с трудом, но все же пробиваются на экран, заменяя те фильмы единственная цель которых - выкачать побольше денег с доверчивых лопухов, еще не знающих что очередному «режиссеру или типа того» нужна очередная машина.